Что дешевле асфальт или тротуарная плитка?
Тротуарная плитка или асфальт что дешевле
Это самый бюджетный вариант. Существуют 2 основных способа возведения:
- Применение подогретой смеси. Материал нагревают до 175 °С, укладывают на полотно. После остывания смесь выравнивается катками. В домашних условиях сложно добиться ровного результата.
- Использование холодной смеси. Изделие укладывается и трамбуется. Качество не зависит от погодных условий, поэтому работу можно проводить зимой.
Перед укладкой выравнивают основание, и убирают мусор. Днище засыпается слоем песка и щебня. Для выравнивания желательно, использовать специальную технику.
Асфальт не подлежит ремонту. Снять покрытие очень сложно. Перепланировка потребует дополнительных усилий.
Главное достоинство материала — стоимость. Широкое применение асфальтового покрытия обусловлено доступностью. Однако, из-за низкой цены, ухудшаются другие характеристики.
Асфальт
Еще совсем недавно асфальт был основным материалом для благоустройства, как частных дворов, так и общественных площадок. На сегодняшний день такой вид покрытия можно встретить лишь на дорогах и магистралях. Тому виной большое количество недостатков, которыми обладает асфальт.
Недостатки асфальта
- Вредные испарения в окружающую среду.
В составе асфальта содержится до 60% битума, который является побочным продуктом переработки нефти. При его нагревании свыше 25 °С начинают выделяться канцерогенные вещества, которые наносят вред окружающей среде и здоровью человека. Это говорит о том, что летом в теплую погоду находится возле асфальтированного участка просто опасно.
Недолговечность.
Срок службы асфальта значительно уступает другим видам покрытия, в частности тротуарной плитке. Он составляет 7-10 лет. Со временем под влиянием яркого солнца, перепадов температур, осадков, асфальт трескается и проседает, создавая неудобства на участке и портя его внешний вид.
Асфальт задерживает воду.
Асфальт не пропускает воду, вследствие чего она скапливается на его поверхности, образуя лужи у вас во дворе после выпадения осадков.
Внешний вид.
Не отличается разнообразием. Он может быть лишь одного цвета, что не дает воплощать в реальность ваши дизайнерские задумки.
Непригодность к ремонту.
При возникновении повреждения на асфальтовом покрытии, заменить только этот участок возможно, но на месте ремонта останется видимый след. Если необходимо произвести земельные работы, то придется переложить асфальт полностью.
Достоинства асфальта
- Низкая стоимость.
Стоимость самого материала и укладки асфальта в 2-3 раза дешевле тротуарной плитки.
Ровная поверхность.
В отличие от тротуарной плитки, при укладке асфальта не образуются швы, поверхность получается ровной и гладкой.
Асфальт выдерживает большие нагрузки.
Асфальт, уложенный в один слой, выдерживает нагрузки от движения пешеходов, легкого автотранспорта, а также малогабаритных грузовиков и микроавтобусов. Два слоя асфальта выдержат нагрузку от движения крупногабаритного транспорта.
Бетонирование
Алгоритм монтажа такой же, как и при асфальтировании: планировка грунта и обустройство щебнево-песочной подушки, установка маяков, армирующей сетки и разделительных планок, заливка бетона. Для улицы толщину бетонной плиты делают не меньше 10 см.
Как видно, заливка бетона немного сложнее, а затраты на расходные материалы выше. При этом длительность монтажа на той же площади составит минимум 3 дня, и после завершения необходимо выждать 3 дня до затвердения бетона. Только после этого по нему можно ходить, а полную прочность наберет только через месяц.
Преимущества бетона в том, что все этапы монтажа можно выполнить самостоятельно, тогда как для асфальтирования понадобится специальная техника. Само покрытие при правильном монтаже прочное, способное выдержать значительные нагрузки.
Но бетон считается наименее оправданным решением для обустройства территории двора:
- Постоянное пылеобразование на бетонной поверхности тротуара. Есть специальные пропитки, которые закрепляют поверхностный слой, но этим редко кто пользуется для обустройства бетонных дорожек на улице.
- Бетон плохо переносит циклы заморозки. Вода, попадая в щели и трещинки, при замерзании расширяется и разрушает хрупкий материал. В условиях улицы бетон может в течение 7 лет утратить целостность. Поэтому самостоятельно заливать площадку можно в том случае, если есть достаточные знания технологии.
Напыляемая гидроизоляция полимочевиной
Полимочевина – это синтетический полимер, обладающий высокой эластичностью. Именно это свойство позволяет устраивать из этого материала высокоэффективные гидроизоляционные покрытия. Напыляемая гидроизоляция полимочевиной выполняется с помощью специальных аппаратов высокого давления, которые распыляют полимочевинный эластомер на подготовленную поверхность. Технология напыления полимочевины используется для гидроизоляции кровель, подвалов, фундаментов, бассейнов и т.п. Напыление слоя полимочевины является также способом защиты поверхности от негативных воздействий окружающей среды.
Укладка тротуарной плитки
В отличие от укладки асфальта, где, кроме разбрасывания дорожного стройматериала ровным слоем, привлекается каток-укладчик, плитка кладётся исключительно вручную. Дело в том, что она не просто рассыпается по песчаной подушке, подобно гравию, и выравнивается бульдозером, а требует полностью ручной работы. Каждый элемент стыкуется с остальными по уровню, а покрытие выравнивается строго горизонтально, не должно оставаться никаких зазоров. Бывает, что плитка быстро скалывается, особенно если она не вполне качественная, либо по ней ездили машины, что потребует замены сломавшихся или истёртых фрагментов аналогичными, и, если не было закуплено некоторое их количество для поспешного ремонта, всё покрытие перестилается заново. Цена работы плиточников равна или в 1,5 раза превышает цену самой плитки, не считая подготовки основания.
Благоустройство
Благоустройством называется комплекс мероприятий, позволяющих сделать среду обитания человека комфортной и красивой. Под внешним благоустройством территории понимаются работы по строительству дорог, тротуаров, различных площадей, площадок, а также озеленение, устройство уличного освещения и прочее декоративное оформление. Дорожное строительство в рамках благоустройства включает в себя такие работы как: асфальтирование, укладку тротуарной плитки, устройство основания, установку бордюров, прокладку ливневой канализации, ямочный ремонт асфальтобетонного покрытия.
Марки асфальтобетонных смесей для дорог по ГОСТу
Асфальтобетон представляет собой сочетание песка, битума, щебня, различных минеральных порошков и дополнительных компонентов.
В зависимости от того, какие материалы преобладают в структуре, различаются типы, каждый из которых имеет свое предназначение. Так, существуют виды асфальта для двора и садовых дорожек, для устройства дорожных покрытий, а также для автобанов и аэропортов. ГОСТ устанавливает три основные группы асфальтобетонных смесей:
- II – марка асфальта для дорог любого типа;
- III – смеси без щебня, подходящие, в том числе, для верхнего слоя автодорог.
- I – подходит для благоустройства и создания основания дорожного покрытия;
Кроме того, по показателю плотности все асфальтовые смеси подразделяются на высокоплотные, плотные, пористые, высокопористые щебеночные и песчаные.
Чем выше плотность, тем более долговечен материал и тем выше его влаго- и морозостойкость. Однако на участках, где нагрузки на поверхность не столь высоки (пешеходные дорожки, к примеру), целесообразно использовать пористые модификации. Процентное содержание щебня позволяет классифицировать материалы следующим образом:
- А – 50-60% щебня;
- В – 30-40%;
- Б – 40-50%;
- Г – до 30% отсева дробления;
- Д – до 70% песка.
Отметим также, что промышленность выпускает продукцию с различным содержанием битума.
Асфальт
Традиционно самый дешевый вариант обустройства двора загородного дома или дачи. Исторически так сложилось, что в начале прошлого века именно это покрытие пришло на смену традиционной брусчатке и тротуарной плитке.
Технологии позволили делать качественные дороги из недорогого материала и очень быстро. Именно скорость укладки асфальтовых дорог способствовала развитию автомобилестроения в мире и распространению машин как основного средства передвижения.
И в наше время асфальт — главный материал при строительстве дорог. И это несмотря на то, что он традиционно размягчается в летнюю жару и подвержен растрескиванию от сильных морозов зимой.
Цена материалов, из которых состоит покрытие современных автомагистралей, уже второе столетие остается самой выгодной в мире. И именно приемлемая стоимость асфальта часто становится решающим фактором при выборе, чем замостить двор в частном загородном доме.
Асфальт: скупой платит дважды
Выбор асфальта чиновники из департамента объясняют так: это «более долговечное» покрытие, которое удобнее очищать в осенне-зимний период. Оно «не скользит», и его «проще ремонтировать». Еще один значимый фактор — цена. «Один квадратный метр асфальтированного тротуара, включая работы и материалы, обходится в 800-900 рублей, те же работы с плиткой оцениваются от 1500 до 3000 рублей», — говорится в ответе администрации.
Правильно уложенную тротуарную плитку (как сухопрессованную, так и гранитную) можно эксплуатировать десятилетиями. В Иркутске есть примеры: сухопрессованная плитка (дешевле гранитной в два раза) возле дома № 2 на улице Литвинова лежит с 2002 года, на ней нет сколов. Совсем неподалеку, возле ТЦ Brand Hall, покрытие лежит с 2006 года — тоже в хорошем состоянии. 12 лет гранитной плитке в сквере Сигэки Мори — также без нареканий.
В городских условиях срок эксплуатации асфальта сокращается из-за работ на подземных коммуникациях. В этом случае преимущество плитки очевидно: ее можно разобрать и положить обратно. С асфальтом гораздо сложнее: сначала нужно разломать старое покрытие, затем его утилизировать, а после ремонта или укладки сетей положить новое. Все это требует дополнительных трат.
Важно, что в таких случаях заменой, как правило, занимается сама сетевая компания. Качество их работ нередко критикуют, на эту проблему еще в 2017 году обращал внимание мэр Иркутска Дмитрий Бердников.
К тому же асфальт при ремонте сетей не всегда заменяют полностью, получаются заплатки. Пример — дорога вдоль домов № 6 и 8 на улице 2-й Железнодорожной, где отрезок нового покрытия прямо соседствует со старым.
Поскольку при использовании на тротуарах асфальта избежать таких проблем невозможно, в департаменте дорожной деятельности заверили, что «перед реконструкцией дорожного полотна и тротуаров на каждый объект первоначально выходят „сетевики“, которые при необходимости проводят ремонтные работы».
Мэрия заранее направляет информацию о дорожных работах во все сетевые организации для корректировки их планов. Наконец, предварительно проводятся топографические съемки местности «для выявления инженерных коммуникаций (глубины заложения) и предупреждения вероятности их повреждения». Иными словами, пару-тройку лет новые асфальтовые тротуары раскапывать не должны. Впрочем, даже это гарантировать невозможно — всегда есть вероятность внеплановых аварийных работ.
Существуют и другие ситуации, когда обслуживание асфальтового тротуара требует дополнительных затрат. Например, провалы из-за некачественных работ или сильных дождей. Подобное произошло в начале июля на улице Терешковой. Пришлось класть новое покрытие.
Тротуарная плитка
Для изготовления используется 2 способа:
- Вибролитье.
- Вибропрессование.
Вибропрессованная плитка имеет более точные размеры. Данный тип изделия дешевле, благодаря масштабному производству — полная автоматизация дает огромные объемы изготовления.
Вибропрессованная плитка исполнена в разных цветах и фактурах. Шершавая поверхность не скользит, сцепление с автомобильными колесами проходит качественно.
Вибропрессованная плитка
Для вибролитых моделей, необходимы определенные пластиковые формы и вибростол. При наличии навыков и знаний, можно производить тротуарную плитку самостоятельно, но качество будет низким.
Вибролитая плитка
Для укладки утрамбовывают основание. При повышенной влажности делается дренаж. Если по площади будут ездить автомобили, необходимо уложить изделие двойным слоем.
Между плитами остаются зазоры, толщиной 2-10 мм. Их засыпают песком. Зазоры необходимы для отвода воды.
Что же выгоднее?
При равных условиях монтажа покрытий технические характеристики асфальта и бетона примерно одинаковы. Обоими материалами можно залить площадку любой формы, но для работы с асфальтом нужен подъезд, для самостоятельной укладки бетона – нет.
Определенные свойства бетона (стойкость к морозу, химикатам, прочность) можно улучшить, добавив различные присадки, асфальт – нет. Укладка асфальта и ремонтные работы обходятся значительно дешевле бетонирования (особенно с армированием). Но бетон более прочный, может выдерживать значительные нагрузки, регулярного ухода и ремонта не требует вообще при условии правильной укладки бетонной смеси.
Асфальт более эстетичен, но боится высоких температур, поэтому для покрытия открытых участков у дома не подходит. Требует тщательной предварительной трамбовки (желательно специальным инструментом), в противном случае может проседать. Асфальт можно ремонтировать (заделывать ямы, трещины), используя битум, специальные герметики, бетон нужно снимать всем слоем и заливать заново.
Можно сделать вывод, что бетон более универсален, так как может использоваться для покрытия любых дорог и площадок своими руками, с добавками не боится ничего, ухода не требует, служит долго, ремонту не подлежит. Асфальт смотрится намного эстетичнее, укладывается с использованием спецсредств, капризен в монтаже, боится высоких и низких температур, требует регулярного ухода, но обходится дешевле, предполагает ремонт.
Выбирать асфальт или бетон следует с учетом предполагаемых нагрузок, особенностей расположения площадки, доступности материала, возможности привлечь работников и спецтранспорт, требований к эстетике и прочности покрытия. Можно выбрать какой-то один материал либо обустроить отдельные объекты бетоном и асфальтом в соответствии с вышеперечисленными факторами.